Змей Ле Серрека

Весной 1960 года от берегов Франции отчалила шхуна “Сент-Ив-д’Армор”, на борту которой был ее владелец, француз Ле Серрек, его жена, маленькая дочь и три матроса. Маршрут судна, длина которого 20 метров, не был строго определен. За 4 года шхуна прошла 27 тысяч миль, посетила Испанию и США, Марокко и острова Зеленого мыса, Антильские острова и Панаму, Колумбию и Маркизский архипелаг, Новую Каледонию и Австралию. За время плавания экипаж судна пополнился… родившейся в марокканском порту Касабланка Гвенолой, а затем и малюткой Ив, появившейся на свет в багамском порту Нассау. Трое детей на борту шхуны, экипаж которой три матроса, — явление, безусловно, исключительное. Но не этим интересна нам морская одиссея шхуны “Сент-Ив-д’Армор”. Предоставим слово самому Ле Серреку:

“Мы решили возвращаться во Францию, однако 3 июля потерпели кораблекрушение у Большого Барьерного рифа. Произошло это из-за предательских течений в узком проходе, усеянном рифами, и скверной погоды. Всю ночь мы провели на полузатопленном паруснике, вслушиваясь в рев океана и отбиваясь от яростных волн. И речи быть не могло о том, чтобы спустить на воду спасательную лодку. Только утром мы решились на резиновом плоту доплыть до ближайшего острова, находившегося, по нашим подсчетам, в 30 милях. К несчастью, снова начался шторм, пошел дождь, и нам пришлось три дня мокнуть на небольшом рифе, испытывая все муки голода, страха и холода”.

В момент катастрофы на борту плота, кроме Ле Серрека и его команды, находилось четверо австралийских друзей. Прошли три бессонных ночи, так как заснуть на постоянно колышущемся плоту было невозможно. На четвертый день шторм утих, “и мы поплыли к островам Перси. Достаточно было подуть свежему ветру, и наша гибель стала бы неминуемой. Одиннадцать часов мы гребли, как сумасшедшие, чтобы наконец оказаться в безопасности у острова Пин-Пик. Мы не сомневались, что наш верный “Сент-Ив-д’Армор” погиб, а вместе с ним и огромное количество бесценных материалов. К счастью, мы сняли с парусника фотоаппараты и кинокамеры”.

О том, чтобы отправиться во Францию на новом паруснике, не могло быть и речи, — “слишком тяжелым испытанием было кораблекрушение для детей и для нас, — пишет далее Ле Серрек. — Два месяца мы отдыхали в Сиднее, приводя в порядок расстроенные дела. Мы решили не покидать Австралию, не побывав на знаменитом Большом Барьерном рифе — коралловой гряде длиной в две тысячи миль”.

Лагерь был разбит на небольшом коралловом острове Хук у побережья австралийского штата Квинсленд, ибо здесь отсутствовали акулы, столь частые в этих местах. “Несколько дней над островом бушевал циклон. Проливной дождь четыре дня не давал выйти из палатки. Утром 12 декабря наконец прояснилось и мы решили отправиться постирать белье на другую сторону бухты, к небольшому водопаду. Было часов девять утра, когда моя жена Раймонда, наш австралийский друг Хенк де Йонк, трое детей и я устроились в моторной лодке и тронулись в путь”,— рассказывает Ле Серрек.

Первой увидела чудовище Раймонда. “Мы были ошеломлены, только дети остались спокойны, по-видимому, решив, что это акула или кит, а к ним мы давно привыкли. ОНО не двигалось, и мы начали потихонечку приближаться. Убедившись, что животное не замечает нас, и разглядев на боку у него широкую рану, мы решили действовать. Высадив детей и зарядив аппараты, мы подплыли совсем близко к животному и снимали его в течение получаса. Хотя нам казалось, что оно мертво, мы не решались его трогать. Затем мы с Хенком решили сделать несколько подводных снимков. Глубина была метра три, и вода оказалась мутной. Пришлось приблизиться к чудовищу на шесть метров, чтобы начать съемку. Но тут оно угрожающе открыло пасть. Едва справляясь со страхом, мы продолжали снимать еще несколько секунд. Когда же чудовище стало медленно поворачиваться в нашу сторону, мы обратились в паническое бегство”.

С лодки жена Ле Серрека видела, как странное животное скрылось в глубине. Двигалось оно неуклюже, так как, по всей видимости, было ранено, совершая горизонтальные, зигзагообразные движения, подобные движениям угря или змеи.

“В течение нескольких дней мы тщетно искали чудовище, обшаривая окрестные пляжи, — продолжает свой рассказ Ле Серрек. — Мы решили, что оно появилось на мелководье из-за раны, нанесенной винтом или форштевнем корабля. Ослабев от раны, чудовище стало мишенью для атаки мелких и крупных подводных хищников. Ища укрытия, оно и приплыло в места, где мы ни разу не встретили ни одной хищной рыбы. Общая длина чудовища 22–24 метра. Оно было черного цвета, с коричневыми полосами, расположенными через каждые полтора метра. Само туловище было длиной метров в восемь и заканчивалось гибким сильным хвостом. Голова черного цвета, местами переходящего в коричневый, похожа на змеиную, но череп довольно высок для пресмыкающегося: примерно 1–1,2 метра. Ширина — около 1,2 метра. Глаза бледно-зеленые, с черными вертикальными зрачками. Зубы мы разглядели плохо: как будто они были небольшими. Полость рта беловатая. Кожей чудовище напоминало акулу — на ней мы не заметили никаких следов чешуи. Не увидели мы также никаких плавников и какого-либо подобия костевых наростов, не заметили мы и дыхательных движений”.

Ле Серрек заключает свой обстоятельный рассказ такими словами: “К сожалению, наши взоры были прикованы к раскрытой пасти чудовища, и мы многое не могли заметить”.

В течение нескольких месяцев Ле Серрек никому не сообщал о своей встрече с чудовищем, ибо дожидался, когда проявят пленки, снятые им в бухте острова Хук. Свое заявление в печати, сопроводив его фотографиями, Ле Серрек сделал в феврале 1965 года, и оно тотчас же вызвало бурную полемику среди ученых. Многие из них заявили, что это — мистификация. По мнению других, чудовищем мог быть лопнувший метеорологический шар, покрывшийся водорослями, или рулон ткани, обвязанный бечевками и брошенный в воду, или одна из тех пластиковых цистерн, которые американцы использовали в виде эксперимента для перевозки горючего, или же какой-либо другой неодушевленный предмет. Однако большинство специалистов решило, что Ле Серрек столкнулся с каким-то живым существом.

— Если описание точно, то животное неизвестно науке, — сказал доктор Вуд, директор Квинслендского музея.

— Экстраординарное и не похожее ни на одного известного науке жителя морских глубин животное, — заявил доктор Ф. Талбот из Австралийского музея в городе Сиднее, добавив при этом, что это мог быть гигантский угорь, размеры которого увеличены рефракцией.

— Я специалист по дельфинам и китам, но животное не похоже ни на тех, ни на других, — сказал преподаватель зоологического факультета Сиднейского университета доктор Давбин.

По мнению Бернара Эйвельманса, специализирующегося на поисках неведомых науке существ (его книга “По следам неизвестных животных” пользуется популярностью и в нашей стране), чудовище, сфотографированное Ле Серреком, напоминает описание отвратительного существа, которое наблюдал в 1925 году француз Журден, и огромного морского змея, которого видели в 1876 году.

Известный охотник за неодинозаврами Айвен Сандерсон предположил, что чудовище — глубоководная рыба, вероятнее всего одна из 350 разновидностей угря, полностью лишенная наружных органов и поэтому напоминающая змею.

Подводный охотник и исследователь Линклатер заявил, что чудовище Ле Серрека — это масса морских сомиков, сбивающихся во время миграций в плотные и длинные косяки, что и создает иллюзию сплошного змеевидного тела.

Возражая ему, доктор Гринвуд из Британского музея в Лондоне отметил, что морские сомики никогда не группируются в продолговатые косяки, а сбиваются в шарообразные стаи. К тому же, если это был бы все-таки косяк, на фотографии удалось бы различить отдельных рыбок, а их там не видно.

Аквалангист Сантер объявил чудовище обыкновенным скоплением крохотных кальмаров. Исследовательский центр Франции устами своих специалистов высказал такое предположение: “Ле Серрек упоминает о циклоне, который предшествовал его открытию. Возможно, циклон вызвал возмущение в глубинных слоях океана, и в результате животное, которое обычно живет на глубине в сотни метров, оказалось на поверхности. Было бы желательно изучить поверхностные течения около острова Хук, ибо они могли вынести на поверхность потревоженное циклоном животное”.

Большинство ученых отвергло предположение о том, что Ле Серрек встретил какое-то крупное морское млекопитающее: ведь у чудовища не видно наружных органов, вроде ласт или лап, не замечены были и органы дыхания. Может быть, это гигантский морской змей или змееподобное пресмыкающееся типа мозозавра, сохранившееся и по сей день?

Пока шли споры о том, кем же является змей Ле Серрека, были получены новые сообщения о встрече с драконом моря в водах Мирового океана. Причем приходили они из мест, удаленных друг от друга на многие тысячи километров.